Упырь-в славянской мифологии — заложный покойник, чаще всего умерший колдун,
который встаёт по ночам из могилы и поедает людей или высасывает у них
кровь. Таких покойников хоронили подальше от селений и особым способом.
Наиболее сильна вера в упырей на Украине, на Русском Севере поверий об
упырях гораздо меньше[2]. Считалось, что они могут вызвать голод, мор, засуху.
Упырь приблизительно соответствует вампиру в западноевропейской мифологии и имеет много общего с вурдалаком в восточнославянской традиции, однако ещё в XIX веке персонажи эти чётко дифференцировались Вера в упырей связана с представлениями о существовании двух видов
покойников: тех, чья душа после смерти нашла успокоение на «том свете», и
тех, кто продолжает своё посмертное существование на границе двух миров.
Считается, что упырями становятся люди, бывшие при жизни оборотнями, колдунами или же тот, кто был отлучен от церкви и предан анафеме (еретик, богоотступник, некоторые преступники, например маньяки
и т. д.). Ночью упыри встают из своих могил и ходят по земле, благодаря
своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у
спящих (тем и питаются), затем возвращаются в свои могилы — обязательно
до крика третьих петухов. Убить упыря, по поверью, можно было, проткнув
его труп осиновым колом. Если и это не помогало, то труп обычно сжигали.
Считалось, что упыри вызывают моровые поветрия, неурожаи, засухи. Иван Франко в этнографической заметке «Сожжение упырей в Нагуевичах» описывает, как в 30-х годах XIX века на родине Франко, в селении Нагуевичи, протаскивали через костер живых людей, заподозрив в них упырей.
Характерная особенность упыря — его необычайно красные лицо
(о.-слав.) и глаза (укр., болг.). Краснота сохраняется и после смерти от
выпитой крови.
|